Адаптированные образовательные программы

  1. Целевой раздел

1.1.              Пояснительная записка

1.2.              Введение

1.3.              Цели и задачи реализации адаптированной программы для детей – инвалидов и детей с ОВЗ

1.4.              Принципы и подходы к реализации программы

1.5.              Особенности развития детей

1.6.              Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанниками программы

1.6.1.        Требования ФГОС ДО к целевым ориентирам

1.7.              Пояснительная записка в части, формируемой участниками образовательных отношений

1.7.1.        Цели и задачи в части, формируемой участниками образовательных отношений

1.7.2.        Планируемые результаты освоения программы

  1. Содержательный раздел

2.1.              Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик в обязательной части программы

2.1.1.        Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка

2.3.              Описание форм, способов, методов и средств реализации программы

2.4.              Способы и направления поддержки детской инициативы

2.5.              Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

2.6.              Психологическое сопровождение образовательного процесса

2.7.           Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей

  1. Организационный раздел

3.1.         Календарно-тематическое  планирование в части, формируемой участниками образовательных отношений

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

1.1.   Пояснительная записка

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию основных и парциальных программ, результатам и результативности их деятельности. Данная программа разработана на основе:

-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

-Конвенцией о правах ребенка ООН;

-Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и

организации режима работы в дошкольных образовательных организаций (Постановление от 15мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»)

-Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155)

-Порядка     организации     и     осуществления     образовательной     деятельности     по                    основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013

г. N 1014)

-Устава.

Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на создание в учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

При воспитании и обучении детей – инвалидов и детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных     психофизическими     особенностями:     стойкое      нарушение                       познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции                     поведения, незрелость                             эмоционально-волевой       сферы,                     несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность.

Поэтому

разработка адаптированной коррекционной программы, учитывающей специфику воспитания и обучения детей нашего учреждения, является актуальной. Коррекционная программа рассчитана на детей – инвалидов и детей с ОВЗ в возрасте от 2 до 6 лет. Новизна программы заключается в следующем:

-разработан план работы педагога-психолога по работе с детей – инвалидов и детьми ОВЗ (Приложение);

-разработана программа психолого-педагогического сопровождения родителей (Приложение)

Данная программа обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях:

-совместная деятельность педагога и ребенка (индивидуальная, подгрупповая); - максимально возможная самостоятельная деятельность ребенка.

1.2.   Введение.

 

Настоящая адаптированная программа предназначена для работы с детьми – инвалидами и с детьми с ОВЗ дошкольного возраста (2 – 6 лет). Программа содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательной работы с детьми по всем образовательным областям, обеспечивающим                разностороннее                  развитие             дошкольника и                                  подготовку           его             к                         дальнейшему школьному обучению. Программа построена с учетом общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и направлена на обеспечение разностороннего развития слабослышащих детей на основе изучения их возрастных возможностей и приобщения ко всему, что доступно их слышащим сверстникам. В программе представлены организация и содержание коррекционно- воспитательной работы с учетом уровня психического развития ребенка - инвалида, структуры дефекта, индивидуальных особенностей.

В программе раскрыта последовательность формирования речи как средства общения и познания окружающего мира, использование разных форм словесной речи (устной, письменной) в зависимости от этапа обучения. В программе отражены преемственные связи между дошкольным учреждением и школой.

Программа рассчитана на выполнение во всем объеме при полном сроке пребывания детей в дошкольном учреждении    (не    менее    4    лет),    наличии   необходимой    материальной                         базы                 и соответствующе квалификации педагогов (высшее дефектологическое образование учителя, среднее или высшее дошкольное образование воспитателя при систематическом повышении его квалификации в области дефектологических знаний).

1.3.   Цели и задачи программы.

Цель программы – создание условий для всестороннего развития ребенка – инвалида и для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Задачи, решение которых необходимо для реализации цели:

  1. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
    1. обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
    2. обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
    3. создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
    4. объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
    5. формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, физических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
    6. формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
    7. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Специальные (коррекционные задачи):

  1. Обеспечение коррекции нарушений развития детей - инвалидов и для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее Обучающиеся), оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы.
  2. Освоение   Обучающимися   детьми   Программы,   их   разностороннее   развитие   с            учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

1.4.                                   Принципы и подходы к формированию программы.

Программа строится на основании принципов дошкольного образования:

  1. полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
  3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

-        поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-        сотрудничество Организации с семьёй;

-        приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

-  формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

-  возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

-        учёт этнокультурной ситуации развития детей.

 

1.4.1.   Реабилитационная работа с Обучающимися строится с учетом следующих принципов:

 

-          Принцип единства развития и коррекции, который означает, что коррекционная работа осуществляется только на основе анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей развития и характера нарушений;

-          Принцип единства диагностики и коррекции развития, который предполагает, что цели и содержание коррекционной работы могут определяться на основе комплексного, системного, целостного, динамического изучения ребенка;

-          Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации показывает, что система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами;

-          Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития определяет индивидуальный подход к ребенку и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития с учетом сенситивных периодов, понимания значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка;

-          Принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия позволяет оказать помощь ребенку и его родителям;

-          Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подходов в осуществлении коррекционной работы предполагает выбор и построение материала исходя из индивидуальных особенностей с учетом потребностей и потенциальных возможностей, с опорой на значимый вид деятельности для ребенка;

-          Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе предполагает организацию атмосферы успеха для ребенка, веру в ее положительный результат, поощрение его малейших достижений;

-          Принцип активного привлечения ближайшего окружения, т.к. ребенок является субъектом целостной системы социальных отношений и успех коррекционной работы зависит от сотрудничества с родителями.

1.4.2.  Программа основывается на следующих научно обоснованных подходах:

 

а Культурно-исторический подход к развитию человека (Л. С. Выготский) определяет ряд принципиальных положений Программы (необходимость учёта интересов и потребностей ребёнка дошкольного возраста, его зоны ближайшего развития, ведущей деятельности возраста; понимание взрослого как главного носителя культуры в процессе развития ребёнка; организацию образовательного процесса в виде совместной деятельности взрослого и детей и др.).

а Деятельностный подход предполагает активное взаимодействие ребёнка с окружающей его действительностью, направленное на её познание и преобразование в целях удовлетворения потребностей. Любая человеческая деятельность включает в себя ряд структурных компонентов: мотив, цель, действия, продукт, результат. Выпадение хотя бы одного из них размывает понятие деятельности. Поэтому образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы каждый ребёнок не просто осуществлял видимую, операциональную сторону деятельности, но был при этом активно-положительно мотивирован на достижение цели, добивался ожидаемого результата. Только в этом случае можно вести речь о реализации деятельностного подхода.

а    Личностный подход в широком значении предполагает отношение к каждому ребёнку как к самостоятельной ценности, принятие его таким, каков он есть. Практические выходы  личностного подхода: приоритетное формирование базиса личности ребёнка; мотивация всего образовательного процесса: ребёнок усваивает образовательный материал только тогда, когда тот для него из объективного (существующего независимо от человека) становится субъективным (личностно         значимым);                    утверждение        в                        образовательном                      процессе                        субъект-субъектных (партнёрских) отношений между взрослыми и детьми.

и    Культурологический подход ориентирует образование на формирование общей культуры ребёнка, освоение им общечеловеческих культурных ценностей.

и    Общенаучный системный подход позволяет рассматривать Программу как систему, в которой  все элементы взаимосвязаны. Один из главных признаков этой системы − её открытость. Программа не догма, а документ рамочного характера, в котором «возможны варианты» − изменения, дополнения, замены.

Программа основывается также на универсальных ценностях, зафиксированных в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции ООН о правах ребёнка, в которых установлено право каждого ребёнка на качественное образование, на развитие личности, на раскрытие индивидуальных способностей и дарований; образовательная деятельность ДОО должна строиться на уважении к личности ребёнка, к родителям как первым воспитателям и к укладу семьи как первичного места социализации ребёнка.

1.5.   Особенности развития обучающихся детей.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "исключительные дети". В данную группу можно отнести как

детей-инвалидов,    так     и    не    признанных    инвалидами,    но    при    наличии                                  ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума. Выгодский отмечал необходимость включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта. Выгодский ввел понятие «Структура дефекта».

Первичное нарушение, например, нарушение слуха или зрения влечёт за собой вторичные отклонения в развитии.

При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем, дошкольном возрастах могут иметь сходное проявление.

Вторичное отклонение носит системный характер, и изменяет всю структуру психического развития ребенка.

По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:

-       дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);

-       дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

-       дети с нарушениями речи;

-       дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

-       дети с задержкой психического развития (ЗПР);

-       дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

- дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

-       дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

Существуют причины появления детей с ограниченными возможностями здоровья

  1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:

-    пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность; - натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;

-   постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.

-     Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это  экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.

 

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ

 

У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

-     Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

-     Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

-     Память    ограничена    в    объеме,    преобладает    кратковременная    над    долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

-     Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

-     Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно- образное и особенно словесно-логическое.

-     Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

-     Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

-     Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

-         Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

-         Наблюдается    несформированность    произвольного    поведения    по    типу      психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических

предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе). Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ

Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;

с Темп выполнения заданий очень низкий;

с Нуждается в постоянной помощи взрослого;

с Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение); с Низкий уровень развития речи, мышления;

с Трудности в понимании инструкций; с Инфантилизм;

с Нарушение координации движений; с Низкая самооценка;

с Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;

с Высокий уровень психомышечного напряжения;

с Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

с Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;

с У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

 

Рассмотрим некоторые психологические характеристики развития детей с ограниченными возможностями.

Дети с нарушением слуха

Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Выделяют следующие группы детей с недостатками слуха: Неслышащие – дети с полным отсутствием слуха, который не может использоваться для накопления речевого запаса.

Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие. Нарушение слуха непосредственно влияет на речевое развитие ребенка и оказывает опосредованное влияние на формирование памяти, мышления. Что же касается особенностей личности и поведения неслышащего и слабослышащего ребенка, то они не являются биологически обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются коррекции в наибольшей степени.

Важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения.

Особенности мышления детей с нарушениями слуха связаны с замедленным овладением словесной речью. Наиболее ярко это проявляется в развитии словесно-логического мышления. При этом наглядно-действенное и образное мышление глухих и слабослышащих учащихся также имеет своеобразные черты. Нарушение слуха оказывает влияние на формирование всех мыслительных операций, приводит к затруднениям в использовании теоретических знаний на практике. У ребенка с нарушением слуха наблюдается расстройство всех основных функций речи

(коммуникативной, обобщающей, регулирующей). Поэтому дети, страдающие глубокими нарушениями слуха, в общем уровне развития отстают от своих сверстников.

Дети с нарушением зрения

Слабовидящие дети сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. В значительной степени это обусловлено характером поражения зрения, происхождением дефекта и личными особенностями детей.

Как правило, для детей с нарушениями зрения характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению. Поведению детей с нарушениями зрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слабо развиты неречевые формы общения. Для слабовидящих детей характерна большая неуверенность в правильности и качестве выполнения работы, что выражается в более частом обращении за помощью в оценке деятельности к взрослому, переводе оценки в вербальный коммуникативный план. Игры таких детей отличаются меньшей развернутостью по сравнению с играми обычных детей.

Дети с тяжелыми нарушениями речи

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти

1)         детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Дети с соматическими заболеваниями

Дети с соматическими заболеваниями, не имеющие видимых дефектов, имеющие сохранный интеллект и с первого взгляда ничем не отличающиеся от остальных. У таких детей слабо развита познавательная сфера, отмечается недоразвитие личности, интеллектуальная пассивность, ограниченный объем принятой информации, низкая способность к обобщениям, быстрая потеря интереса к занятиям.

Дети с умственной отсталостью

Среди детей и подростков, имеющих психическую патологию развития, наиболее многочисленную группу составляют умственно отсталые дети. Большинство из них — олигофрены.

Олигофрения — это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС, и в первую очередь коры головного мозга, в пренатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или постнатальный (на самом раннем этапе прижизненного развития) периоды. По глубине дефекта умственная отсталость при олигофрении традиционно подразделяют на три степени: идиотия, имбецильность и дебилъностъ. Дети с умственной отсталостью в стадии идиотии и имбецильности в правовом отношении являются недееспособными и над ними устанавливается опека родителей или замещающих лиц.

 

Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У них отмечаются задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность, снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха. По-иному у них складываются соотношения в развитии наглядно- действенного и словесно-логического мышления. Многие умственно отсталые дети начинают говорить только к 4—5 годам. Речь умственно отсталого ребенка не выполняет своей основной функции — коммуникативной.

Дети с задержкой психического развитии (ЗПР)

Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей, удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются

Установлено, что многие из детей испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций.

Память детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.

Значительное своеобразие отмечается в развитии их мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Исследователи подчеркивают сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами.

4) детей с ЗПР отмечается выраженная тревожность по отношению к взрослому, от которого они зависят. Такая тревожность имеет тенденцию с возрастом прогрессировать.

Дети склонны преимущественно к конфликтному или избегающему способу взаимодействия. Дети с ЗПР предпочитают контактировать с детьми более младшего возраста, в силу того, что коллектив сверстников, с которыми они могут контактировать, устанавливать взаимоотношения, вызывает у них тревогу. У них преобладают ситуативно-деловые формы общения, основывающиеся на предметно-практических операциях. У детей с ЗПР, выявлена сниженная потребность в общении. В процессе общения дошкольников с ЗПР на первый план выдвигается недостаточная

сформированность его мотивационной основы. Потребность в игре у этих детей резко снижена.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

Детский церебральный паралич – болезнь, развивающаяся вследствие поражения головного мозга – внутриутробно, при родах или в период новорожденности, характеризуется двигательными расстройствами, а также нарушениями психоречевых функций.

Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.

При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент "детскости". Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе  к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью. Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному. Это может быть и повышенная возбудимость. Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то, чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными. Особенности нарушения познавательной деятельности при ДЦП Неравномерный характер нарушений отдельных психических функций.

Выраженность астенических проявлений – повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением ЦНС.

Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Прежде всего, отмечается недостаточность пространственных и временных представлений.

Дети с расстройствами раннего детского аутизма

Аутизм – нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни, психотропных или иных средств, уход человека от реальности в мир фантазий и грез. В наиболее яркой форме он обнаруживается у детей дошкольного возраста и у больных шизофренией. Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

3 полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, или же недостаточная потребность в них;

4 обособленность от окружающего мира;

5 слабость эмоциональной реакции по отношению к близким, даже к матери, возможно, полное безразличие к ним (аффективная блокада);

6 дети, страдающие аутизмом, очень часто чувствительны к слабым раздражителям. Например, они нередко не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;

7 однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движениям, например, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание на носках и пр.);

8 речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяжелых формах РДА наблюдается мутизм

(полная утрата речи), у некоторых больных отмечается повышенный вербализм – ребенок постоянно произносит понравившиеся ему слова или слоги;

-   характерным для детей-аутистов является такое зрительное поведение, при котором проявляется непереносимость взгляда в глаза, «бегающий взгляд» или взгляд мимо.

Сложность и своеобразие психики ребенка с проблемами в развитии требует тщательного методологического подхода к процессу психологической помощи.

Чрезвычайно важен принцип личностного подхода к ребенку с проблемами в развитии. В процессе психологической помощи не учитывается какая-то отдельная функция или изолированное психическое явление, например низкий уровень интеллекта, а личность в целом со всеми ее

индивидуальными особенностями.

1.6.   Планируемые результаты освоения Программы

Целевые ориентиры дошкольного образования (ЦО) - представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО; определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и видов Организации, реализующей Программу; не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), не являются основой объективной оценки подготовки детей.

1.6.1. Требования ФГОС к целевым ориентирам в обязательной части программы

Целевые ориентиры образования для Обучающихся детей:

У       Интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

У Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;

У Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

У Обладает интересом к стихам, песням и  сказкам,  рассматриванию  картинок,  стремится  двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

У У ребёнка развита крупная моторика; он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.);

У Овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе участников по совместной деятельности.

У Обладает установкой положительного отношения  к  миру,  к  разным  видам  труда,  другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя; старается разрешать конфликты.

В Различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

В Ребенок владеет доступными ему методами выражения мыслей и желаний (дактильная азбука, жесты) и использует их для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

В У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

В Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

В Ребёнок проявляет любознательность, обладает элементарными знаниями о себе, о

природном и социальном мире, в котором он живёт; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики.

1.7.    Пояснительная записка в части, формируемой участниками образовательных отношений

Формирование устной речи и коммуникативное развитие детей является одним из наиболее сложных и ответственных направлений коррекционной работы.

Актуальность данной проблемы для слабослышащих дошкольников возрастает в связи с несформированностью речевых средств, связанных с органическими нарушениями в процессах физиологического созревания и психологического развития детей. Для коррекции речевых недостатков воспитанникам необходимы специальные занятия, так как вне этих занятий не может быть сформирована полноценная словесная речь. И логопеду, и педагогу – психологу, воспитателю необходимо создать речевую среду, которая так необходима детям для активизации устной речи, ее коммуникативной функции.

Данный педагогический проект входит в учебный план МКДОУ №43 комбинированного вида, он рассчитан на слабослышащих дошкольников. Дети имеют разную степень снижения слуха. В коррекционной работе необходимо учитывать степень дефекта, возрастные и индивидуально- психологические особенности дошкольников, а также их время пребывания в детском саду.

1.7.1.   Цели и задачи в части, формируемой участниками образовательных отношений

Цель: формирование и развитие у слабослышащих дошкольников навыков восприятия (на

слухо-зрительной основе) и воспроизведения устной речи. Реализация этой цели требует решения целого ряда конкретных задач на специальных занятиях:

активизация различных речевых умений в условиях реальных ситуаций общения; усвоения значения и накопления слов;

постановка, закрепление и дифференциация звуков; формирование навыка чтения с губ;

развитие у детей речевого дыхания и голоса;

в     осуществление    систематической    работы    по    обучению    членораздельного       произношения, обеспечивающего необходимую базу для полноценного речевого мышления на основе устной речи;

-      создание у детей потребности в устном общении.

1.7.2.   Планируемые результаты освоения программы

-      У детей активизируются различные речевые умения в условиях реальных ситуаций общения;

-      У детей усваиваются значения и накапливаются слова;

У детей происходят постановка, закрепление и дифференциация звуков; У детей сформирован навык чтения с губ;

У детей развиты речевое дыхание и голос;

II У детей формируются навыки членораздельного произношения, обеспечивающего необходимую базу для полноценного речевого мышления на основе устной речи;

II. У детей присутствует потребность в устном общении.

По окончании реализации педагогического проекта дошкольники используют:

Слова и фразы, используемые в различных видах деятельности:

своё имя, имена родителей, имена педагогов и воспитателей, имена детей группы, помоги, убери, покажи, поставь, не плачь, не мешай, не шали, будешь не буду, одевайся, раздевайся, бросай, лови, поймал, не поймал, читай, сложи (слово), собери, напиши, читает, пишет, рисует, раздай, собери, растет, лук, морковь, огурец, помидор, свекла, картофель, слива, дыня, виноград, яблоко, груша,, горький сладкий, кислый, вкусный, не вкусный, осень, зима, идет дождь, (снег), дует ветер, небо серое, тучи, снег, лед, падают листья, цветы, трава, катаются на лыжах, (на санках), лепят бабу, холодно, надели, куртка, юбка, брюки, шорты, тапочки, чешки, красивый, живет, прыгает, ползает, лает,

кормит, ест, белка, еж, волк, лиса, медведь, лошадь, корова, коза, мышка, лягушка, муха, птица, рыба, лес, (в лесу), дома, плывет лодка, самолет, машина, поезд, едет, летит, быстро, живут вместе, любит, бабушка, дедушку, дети, как тебя зовут?, как зовут маму (папу)?, как твоя фамилия?, танцует, поет, шар, флаг, красивый, Новый год, дед Мороз, подарил, подарок, елка, живот, болит, заболел, врач лечит, дал лекарство, повар, варит суп, щи, компот, жарит, котлеты, кухня.

Дошкольники должны уметь

Обращать внимание на лицо говорящего человека, понимать вопросы и задавать их. Выражать просьбы и желания с помощью голоса.

Различать и выполнять действия с опорой на пиктограммы и таблички.

Проговаривать сопряжено и отражённо весь речевой материал на уровне произносительных возможностей каждого ребёнка.

Произносить хорошо знакомые слова и фразы в самостоятельной речи. Заучивать наизусть короткие стихи.

Читать по слогам, затем повторять слово целиком устно.

Взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

 

2.1.      Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик в обязательной части Программы

2.1.1.      Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка

Образовательная Программа МБДОУ д/с №2 разработана на основе ФГОС дошкольного образования и предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Образовательные

области

Задачи в соответствии с ФГОС ДО

Содержательные

блоки

1.

Социально- коммуникативное развитие

1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

  1. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, доступными ему способами;
  2. Становление              самостоятельности, целенаправленности    и    саморегуляции собственных действий;
  3. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
  4. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  5. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
  6. Формирование позитивных      установок к различным видам труда и творчества;
  7. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
  8. Развитие у детей творческого игрового воображения, способности перевоплощаться в образы реальных и      сказочных персонажей,

использовать разные     средства для передачи

  • нормы и ценности
  • социальное окружение
  • игра
  • безопасность
  • труд

 

 

многообразных явлений действительности

 

2.

Познавательное развитие

  1. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
  2. Формирование познавательных действий, становление сознания
  3. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
  4. Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и

народов.

  • формирование развитие элементарных математических представлений
  • патриотическое

воспитание

  • предметное окружение
  • природное окружение

и

3.

Речевое развитие

1. Овладение

русской

речью как средством

  • ознакомление

с

 

 

общения и культуры;

  1. Формирование словарного состава речи, которое заключается в планомерном развитии значений слов и словосочетаний;
  2. Активизация различных речевых умений в условиях реальных ситуаций общения;
  3. Развитие       разнообразных    видов речевой деятельности (говорения, чтения, письма, слухо- зрительного восприятия, слушания)
  4. Формирование и      развитие         навыков восприятия (на слухо-зрительной и слуховой основе) и воспроизведение устной речи;

2. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов

различных жанров детской литературы;

художественной литературой

4.

Художественно-

эстетическое развитие

  1. Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы;
  2. Становление эстетического отношения к окружающему миру
  3. Восприятие художественной литературы, фольклора
  4. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
  5. Реализация самостоятельной творческой деятельности      детей(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной )
  • изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
  • музыка (слушание, пение, музыкально- ритмические движения, игра на музыкальных инструментах)
  • конструирование (конструкторов, модулей,    бумаги, природного          и

иного материала)

5.

Физическое развитие

1. Приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с           выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств,    как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной      системы                  организма, развитию равновесия, координации движения,

крупной и мелкой моторики обеих рук, а также

  • физическая

культура

  • здоровье

 

 

- правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

  1. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
  2. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек);
  3. Коррекция моторного и физического развития.

 

 

Конкретное содержание данных образовательных областей зависит от возраста детей и реализуется в определённых видах деятельности:

 

Возраст

Виды деятельности

Дошкольный (3 года – 6 лет):

-  предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

-  коммуникативная – общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками;

-   познавательно-исследовательская – исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними;

-  восприятие художественной литературы и фольклора;

-   самообслуживание и элементарный бытовой труд (самообслуживание, бытовой труд в помещении и на улице);

-   конструирование из различных материалов (конструкторов, модулей, бумаги, природного и иного материала);

-  изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

-   музыкальная (восприятие смысла музыкальных произведений, музыкально- ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

-  двигательная (овладение основными видами движений).

 

Методической базой программы, является комплексная программа, действующая в условиях незавершённого цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ:

Организация жизни и деятельности детей осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей (непосредственно организованная образовательная деятельность - НОД) и в режимных моментах, самостоятельной деятельности детей (актуальная предметно-развивающая среда) и во взаимодействии с семьями детей. Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

 

2.3.   Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы Формы - реализации Программы являются внешними выражениями содержания дошкольного образования, способами его существования. Формы организации обучения соответствуют детским видам деятельности:

Деятельность

Формы

Игровая

Действия с предметами и игрушками, дидактическая, подвижная игры, сюжетно-ролевая игра под руководством

взрослого

Коммуникативная (общение      и

взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Игры с правилами, просмотр и обсуждение мультфильмов, разучивание стихотворений; инсценирование и драматизация

отрывков из сказок, слухо-зрительное восприятие

Познавательно- исследовательская (исследование

объектов окружающего мира      и

Наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, игры с правилами; конкурсы; создание тематических выставок (по

временам года, настроению и др.)

экспериментирование с ними)

 

восприяти

е                     художественной литературы               и фольклора

Чтение с помощью азбуки, обсуждение, рассматривание программных произведений разных жанров, познавательных и художественных книг,                                                детских иллюстрированных энциклопедий

 

самообслуживание            и элемент

арный       бытовой труд в помещении    и    на

улице

совместные действия,     дежурство,     поручение,                                           реализаци проекта

конструиро

вание          из различных материа

лов              (конструкторов, модулей, бумаги, природного и

иного материала)

проблемных ситуаций, игры с правилами, реализация проекта

изобразите

льная           (рисование, лепка, аппликация)

мастерская по изготовлению продуктов детского творчества:

 

предметов для игр, макетов, коллекций и их оформление, украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования, реализация проектов;                         оформление выставок,               детского творч  книг                                    с               иллюстрациями,

ества

,                                                                      репродукций

произведений живописи и пр.

музыкал

ьная              (восприятие и пониман

ие            смысла      музыки музыкально-

ритмические

движения,    игры на детских музыкальных

инструментах)

слушание  народной,    классической,    детской музыки; упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, музыкально-дидактические игры; танцы, показ взрослым

танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление

плясок; подыгрывание на музыкальных инструментах и оркест

детских музыкальных инструментов.

Двигате

льная           (овладение основными             видами движений)

 

подвижные игры с правилами и дидактические игры; игровые

 

упражнения, соревнования, сюжетные игры; физкультурные занятия            игровые,  сюжетные,

тематические,                                                                       комплексные, контрольно-диагностические, учебно-тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражнения под тексты; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек; фонетическая ритмика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами

движений.

 

 

 


Методы - упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей,  направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования:

Для реализации адаптированной программы используются методические пособия и дидактические материалы по формированию речи, развитию слухового восприятия, эмоциональной сферы и движений, формированию элементарных представлений о мире.

Детям оказывается ранняя коррекционная помощь на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования и социальному развитию этих детей. Раннее выявление и ранняя комплексная коррекция отклонений

- развитии ребенка дают возможность предупредить появление отклонений вторичной и третичной природы.

«Азбука общения»

***

Развитие личности ребёнка, навыков общения со

сверстниками и взрослыми

Л.М. Шипицына,О.В. Зарицкая, А.П. Воронова, Т.А. Нилова

«В мире детских эмоций»

 

Развитие эмоциональной сферы дошкольников

 

Т.А. Данилина, В.Е. Зедгенидзе, М.М. Степина

«Учимся по сказке»

Развитие мышления с помощью

мнемотехники

Т.В. Большева

 

 

 Используются различные авторские методики:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Среди специальных приемов работы с Обучающимися детьми можно выделить следующие:

 

  1. дидактические приёмы через использование игрушек и пособий;
  2. Фонетическая ритмика, артикуляционные и дыхательные упражнения, игры;
  3. Постановка звуков.
  4. Метод экрана. Обучение слухозрительному и слуховому восприятию речи;
  5. Методы развития активного и пассивного словаря: тематические альбомы, карточки, дидактические игры);
  6. Стимуляция    речевой    деятельности    на    режимных    моментах    и    при непосредственной образовательной деятельности.

Способы организации обучения. При определении способов организации образовательного процесса необходимо ориентироваться на деятельность ребенка, а деятельность должна быть продуктивного типа (а не репродуктивного). То есть, в конце занятия (или др. формы) должен получиться продукт. Фронтальная (говорит один человек), информационно-демонстрационная (презентации), иллюстративно–объяснительная (книжки, схемы, картины), проблемного изложения (создание и обсуждение проблемных ситуаций), индивидуальная, парная, групповая, коллективно-игровая формы как раз должны быть ориентированы на «продукт» - новое умение, новый усвоенный способ деятельности (поделку, решение, ответ на вопрос, рисунок, рассказ…).

 

Средства обучения. С точки зрения содержания дошкольного образования, имеющего деятельностную основу, целесообразно использовать средства, направленные на развитие деятельности детей:

 

двигательная          (овладение основными

движениями)

оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья

и др. основные виды движения

игровая

игры, игрушки

коммуникативная / рассматривание

дидактический материал

восприятие художественной   литературы    и

фольклора / восприятие смысла сказок, стихов

книги для детского чтения, иллюстративный

материал

познавательно-исследовательская                                                                             / рассматривание картинок

натуральные  предметы для        исследования и образно-символический материал, в том числе

макеты, карты, модели, картины и др.

самообслуживание и элементарный бытовой труд / действия с бытовыми предметами-

орудиями

оборудование и инвентарь для всех видов труда, оборудование для ролевых игр, требующих

элементарной бытовой деятельности

изобразительная    /    экспериментирование с

материалами

оборудование и материалы для лепки,

аппликации, рисования

конструирование / предметная и игры с составными и динамическими игрушками

строительный материал,                                                        конструкторы, природный и бросовый материал, игрушки

составные и динамические

музыкальная / восприятие смысла музыки

детские            музыкальные        инструменты,

дидактический материал

 

При определении средств обучения педагоги должны применять не только традиционные (книги, игрушки, картинки и др.), но и современные, а также перспективные дидактические средства, основанные на достижениях технологического прогресса (например, электронные образовательные ресурсы). Современная техника (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска) должны носить не рецептивный (простая передача информации с помощью ТСО), а интерактивный характер (в диалоговом режиме, как взаимодействие ребёнка и соответствующего средства обучения), поскольку наличие обратной связи повышает эффективность реализации Программы.

 

2.4.                                                      Способы и направления поддержки детской инициативы 3 – 7 лет

 

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является самостоятельная исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами, обогащение  собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира, обогащение активного словаря.

Для поддержки детской инициативы необходимо:

предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;

формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно, пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией прогулочных участков с целью повышения самостоятельности;

поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;

способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;

в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе;

не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи (детей критикует игрушка, а не педагог);

уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;

создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку, проявлять деликатность и тактичность;

всегда предоставлять детям возможности для реализации их замысла в творческой продуктивной деятельности.

способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением;

обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь

* двигаться под музыку;

создавать условия, обеспечивающие детям возможность строить дом, укрытия для сюжетных

игр;

при необходимости осуждать негативный поступок, действие ребенка, но не допускать

критики его личности, его качеств. Негативные оценки давать только поступкам ребенка и только с глазу на глаз, а не перед всей группой;

обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры;

привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения;

создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;

уважать индивидуальные вкусы и привычку детей;

устраивать выставки и красиво оформлять постоянную экспозицию работ;

Инициативность:

Активность в начинании запускать новые дела. Активность продвижения начинания

Активность вовлечения в начинание и продвижение начинание окружающих людей

 

 

2.5.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

 

Детский сад — первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка.

Цель взаимодействия педагогов с семьёй: оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

В именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.

Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, включает непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

 

 

 

 

 

 

Основные направления взаимодействия педагогов с семьёй

Направление

Формы

1. Рекламный блок

-  Дни открытых дверей

-  Разработка рекламных буклетов

-  Информация в СМИ и на официальных сайтах

-  Презентация публичного доклада

с целью информированности общественности о деятельности д/с и

повышение статуса детского сада в городе и районе

2. Маркетинговые

исследования

-  Анкетирование с целью выявления образовательных запросов родителей и

оценки образовательной деятельности

-  Социологический скрининг семей

3.  Участие             в управлении ДОУ

-    Работа Совета ДОУ (определение основных направлений деятельности ДОУ в соответствии с Уставом)

-    Родительские собрания в группах и общие (в соответствии с планом работы: организационные, тематические, итоговые)

4. Педагогическое просвещение родителей

-      Консультации - практикумы в соответствии с планами служб, специалистов и воспитателей; по запросам родителей

-  Оформление информационных стендов, папок-передвижек в группах и в ДОУ по актуальным направлениям образования

-    Круглые столы: «Ребёнок на пороге школьной жизни», «Первые шаги семьи  в детский сад»,              «Ранняя комплексная помощь детям с

особенностями развития и их семьям»

5. Совместная творческая

деятельность

-  Создание тематических проектов

-  Участие в конкурсах, выставках разного уровня

-  Совместная творческая деятельность детей и родителей (мастерские)

 

2.6.  Психологическое сопровождение образовательного процесса

 

Цель деятельности: психологическое сопровождение участников образовательного процесса, обеспечение комфортных психологических условий для полноценного психического и социально- коммуникативного развития детей и формирование их личности в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Задачи.

  1. Профилактика и предупреждение проблем в эмоциональном и социально-коммуникативном развитии детей.
  2. Оказание содействия детям в решении актуальных задач развития, обучения, социализации.
  3. Развитие психолого-педагогической компетентности, повышение психологической культуры педагогов и родителей.

 

 

Направление деятельности

 

- Коррекционно-развивающее.

  1. Систематическая целенаправленная работа педагога-психолога с детьми, отнесёнными к категории группы риска по тем или иным основаниям.
  2. Воздействие специалистов на процесс формирования личности и сохранение индивидуальности детей.
  3. Совместная деятельность педагога-психолога и специалистов ДОУ по разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов. Программы развивающей и психокоррекционной работы разрабатываются с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяемых в ходе психодиагностических исследований.

Формы работы: подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, занятия с элементами тренинга с взрослыми участниками образовательного процесса.

и Психопрофилактическое направление.

Формирование у педагогов и родителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития, и развития личности ребёнка на каждом возрастном этапе. Способствование гармонизации детско-родительских отношений.

Формы работы: индивидуальные и групповые консультации, выступления на родительских собраниях, круглые столы.

 

и Консультативное.

 

Оказание непосредственной помощи взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем.

Формы работы: индивидуальное и групповое консультирование.

 

2.7.  Логопедическое сопровождение образовательного процесса

 

Целью коррекционной работы в группах для детей с особыми возможностями здоровья является

– обеспечение коррекции недостатков в развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи детям этой категории в освоении специальной программы.

Задачи коррекционной работы:

  1. выбор    и    реализация    образовательного    маршрута    в    соответствии   с                        особыми образовательными потребностями ребёнка;
  2. совершенствование слухо-зрительного восприятия речи, как необходимого условия получения информации;
    1. прослеживание динамики развития ребенка с нарушениями слуха;

Содержание коррекционной работы:

1)                      выявление особых образовательных потребностей слабослышащих детей обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

2)                      осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

3)                      возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья

общеобразовательной программы и их интеграция в ДОУ.

Коррекционная работа включает время, отведенное на:

1)                      непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

2)                      образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в речевом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;

3)                      самостоятельную деятельность детей;

4)                      взаимодействие с семьями детей по реализации специальной программы дошкольного образования для слабослышащих детей.

 

Пути формирования произношения у детей с двуязычием в семье

В овладении произношением дошкольников с двуязычьем выделяется два пути.

Первый путь - информальный, который предполагает овладение произношением без специального обучения, на основе подражания речи педагога при постоянном пользовании звукоусиливающей аппаратурой в процессе слухо-зрительного восприятия речи, а также в ходе восприятия ограниченной части речевого материала только на слух. В зависимости от исходного состояния слуха и индивидуальных особенностей ребенка дети могут усваивать ритмико-слоговую структуру

слов, воспринимать словесное ударение, усваивать произношение ряда звуков, прежде всего гласных и некоторых согласных.

Второй путь - систематическое целенаправленное обучение произношению, основными формами которого являются специальные фронтальные и индивидуальные занятия, речевые зарядки. На фронтальных и индивидуальных занятиях время на работу По развитию слухового восприятия и на обучение произношению делится пополам.

Задачей индивидуальных занятий является формирование первичных навыков звукопроизношения или их коррекция, устранение дефектов голоса, речевого дыхания, нарушений воспроизведения слова. Индивидуальные занятия с детьми преддошкольной группы проводят ежедневно. В группах детского сада в зависимости от наполняемости группы - каждый день (при наполняемости группы шесть детей) или 3-4 раза в неделю (при наполняемости восемь и более детей) длительностью 20 минут. На индивидуальных занятиях проводится работа над такими сторонами произношения, которые плохо усваиваются детьми без специального обучения. Индивидуальные занятия обеспечивают возможности подхода к каждому ребенку группы с учетом состояния слуха, исходных речевых данных, особенностей интеллектуального и эмоционального развития. Содержание индивидуальных занятий с ребенком определяется особенностями произношения каждого ребенка и программными требованиями.

Для осуществления последовательной коррекционной работы на индивидуальных занятиях применяются разнообразные методические приемы, позволяющие использовать отрабатываемый материал в разных видах речевой деятельности: в виде собственного говорения, на уровне слухо- зрительного и слухового восприятия, чтения и письма. Учитывая особенности дошкольного возраста, целесообразно включение отрабатываемого материала в содержание дидактических игр, связь его с рисованием, конструированием и другими видами детской деятельности.

Основной задачей фронтальных занятий является закрепление произносительных навыков, сформированных на индивидуальных занятиях. Материал фронтальных занятий доступен всем детям как в отношении лексического состава, так и по возможностям его произношения. На фронтальных занятиях ведется работа над такими характеристиками произношения, как темп, слитность, словесное ударение, которые поддаются коррекции на слухо-зрительной основе в процессе подражания речи педагога. С целью работы над темпо-ритмической стороной речи широко используется фонетическая ритмика. Для детей ясельной и младшей групп особое значение

в процессе фонетической ритмики имеет обучение подражанию движениям, сочетанию движений с речью, что долгое время представляет трудность для детей, учитывая уровень их моторного развития. На фронтальных занятиях проводится работа по автоматизации или дифференциации имеющихся звуков, материалом для которых являются слова и фразы, подобранные с учетом их необходимости для общения.

Одной из форм организации работы по обучению произношению являются речевые зарядки, основными задачами которых являются вызывание звуков с помощью фонетической ритмики, закрепление и автоматизация усвоенных навыков звукопроизношения на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений; работа над ритмико-интонационной стороной речи; отработка в речи детей навыка воспроизведения слов и предложений, наиболее необходимых и часто употребляемых в речи; слов со сложной структурой, которые нуждаются в систематической отработке. Основным методическим приемом работы служит фонетическая ритмика, с использованием которой проводится работа над различными сторонами произношения. Ее использование позволяет сформировать у дошкольников ритмико-интонационную и слоговую структуру слова, что придает большую естественность их устной речи.

Организация групповых и коррекционных занятий

 

Форма

для Обучающихся детей

Групповые

- музыкальные занятия (2 раза в неделю) слушание музыки

Подгрупповые (по

 

необходимости)

- Коррекционные занятия

(одна подгруппа занимается с воспитателем, вторая с

,    учителем-логопедом    или    специалистом,    имеющим    соответствующее образование)

Индивидуальные

Коррекционные занятия проводит педагог – психолог, воспитатель

 

Осуществление квалифицированной коррекции нарушений развития детей

 

Педагог

Формы квалифицированной коррекции нарушений

Воспитатель

-      артикуляционная гимнастика с элементами дыхательной и голосовой гимнастик;

-  пальчиковая гимнастика; корригирующая и мини гимнастика после сна;

-  индивидуально-развивающая работа

Учитель- Логопед (или педагоги, имеющие соответствую щее образовании)

Коррекционные подгрупповые занятия: корректировка речевого дыхания;

 

 

 

 

 

работа над внятностью речи; расширение словарного запаса; активизация слуховой деятельности; постановка звуков

Музыкальный

руководитель

Музыкальная релаксация; выравнивание психо-эмоционального состояния; формирование чувства ритма; координация движений на музыкальных

занятиях

Педагог-          - психолог

Индивидуальные коррекционные занятия    на развитие общей моторики, координации движений;  корректировка      речевого дыхания;      работа над внятностью речи; расширение словарного запаса; активизация слуховой деятельности; постановка звуков.

Занятия по развитию движений:

-  специальные упражнения, связанные со слухом и речью;

-  коррекционные упражнения;

-  дыхательная и ритмическая гимнастика;

-  точечный массаж (массажистом в ЛУ)

 

 

3.1 Календарно-тематическое планирование в          части,  формируемой участниками образовательных отношений

Неделя

Тема

Словарь первого года

обучения

Словарь второго года

обучения

Сентябрь

1

Обследование

детей

Заполнение речевых карт, индивидуальных программ развития.

2

3

Имена детей

группы.

Имя. Кира, Нелли…

Имя. Как тебя зовут? Злата, Нелли. Как её

зовут?

4

Семья. Адрес.

Папа, мама дед, баба,

дом.

Мальчик, девочка, адрес, улица, дом, квартира.

Члены семьи.

Октябрь

1

Осень. Погода.

Осень, дождь, солнце,

холодно, тепло.

Какое время года? Осень. Холодно, падают

листья, дождь, лужа.

2

Овощи.

Огурец, морковь, лук,

капуста, помидор.

Овощи.    Огурец,    морковь,    лук,    капуста,

помидор, свекла, картофель.

3

Фрукты.

Яблоко, груша, банан.

Фрукты. Яблоко, груша, банан, слива, лимон,

виноград, круглый, кислый, сладкий.

4

Одежда.

Кофта, штаны, шапка, пальто, шарф.

Одежда. Кофта, штаны, шапка, пальто, шарф, рубашка,     платье.     Одевайся,     раздевайся,

застегни, завяжи.

5

Игрушки.

Мяч,    кукла,    машина,

пирамидка.

Игрушки. Мяч, кукла, машина, пирамидка,

матрёшка, поезд, кубики.

Ноябрь

1

Обувь.

Сапоги, валенки, туфли.

Обувь, сапоги, валенки, туфли, чешки. Одень

сапоги. Одень туфли.

2

Продукты

питания.

Суп, каша, хлеб, молоко.

Продукты питания. Суп, молоко, каша, хлеб,

пюре, котлета, рыба.

3

Домашние

животные.

Кошка, корова, собака.

Животные. Кошка, собака, корова, свинья.

4

Дикие

животные.

Волк, лиса, ёж, медведь.

Волк, лиса, ёж, медведь, белка, бежит, спит.

Декабрь

1

Люди.

Мама, папа, тетя, дядя.

Мама, папа, брат, сестра, тетя Наташа, тетя

Света, Анна, тетя Рита, тетя Ирина.

2

Зима. Погода.

Зима, снег, лёд, холодно.

Зима, снег, лёд, холодно, идёт снег. Какое время

года?

3

Птицы.

Снегирь, голубь, синица.

Птица, снегирь, голубь, клюв, крылья, хвост.

4

Праздник

Новый год.

Новый      год,          ёлка, игрушки,    дед Мороз,

Снегурочка.

Новый год, ёлка, игрушки, шары, бусы, подарок, Кто это? Дед Мороз, Снегурочка. Что

это?

Январь

1

Бытовая

техника.

Пылесос, холодильник,

утюг.

Пылесос, холодильник, утюг, печь, чайник,

телевизор.

2

Человек. Части

тела.

Голова, глаза, нос, рот,

уши, руки, ноги.

Человек, голова, глаза, рот, нос, губы, щеки,

уши, руки, ноги, живот, спина.

3

Город. Улица.

Город,     улица,     парк,

дорога, машина.

Город, улица, памятники, парк, дорога, машина,

светофор.

Февраль

1

Человек. Части

тела.

Грязный. Чистый. Покажи…(голову)

Подними …(руку).

Аккуратный,    красивый,    чистый,    грязный. Покажи…(голову)

Подними…(руку).

2

Мебель.

Стол, стул, шкаф. Это

…(стул, стол, шкаф).

Мебель, стол, стул, шкаф, диван, лампа, ковёр.

Ковёр лежит, шкаф стоит.

3

Посуда.

Тарелка, чашка, ложка, вилка. Возьми(ложку),

Поставь…(чашку).

Посуда,    тарелка,    чашка,    ложка,    блюдце, кастрюля, чайник. Возьми… Покажи…

Поставь…

4

Продукты

питания.

Чай, компот, конфета,

печенье.

Чай, компот, конфета, печенье. Налей чай. Чай

горячий, сладкий.

Март

1

Моя мама.

Мама, моя мама, цветы,

праздник, подарки.

Моя мама, праздник «Восьмое марта». Мама

поздравляю.

2

Мой дом.

Дверь,       окно,       пол,

потолок.

Дверь,        окно,        пол,       потолок,     стены.

Покажи..(пол), Нарисуй…( дом)

3

Профессии.

Врач,        пожарный,

полицейский, продавец

Врач,    полицейский,   пожарный,    продавец,

шофер.

4

Одежда. обувь.

Шапка, кофта, сапоги,

куртка.

Шапка, кофта, сапоги, куртка, туфли, платье,

юбка, брюки.

Апрель

1

Весна. Погода.

Весна, солнце, тепло.

Какое время года? Весна. Тепло, тает снег,

бегут ручьи, светит солнце.

2

Деревья.

Дерево,    лист,    берёза,

яблоня.

Дерево, лист, ствол, ветка, берёза, яблоня,

рябина.

3

Транспорт.

Машина, самолёт,

пароход.

Машина, самолёт, пароход, автобус, едет,

плывёт, летит.

4

Растения.

Цветы.

Трава цветы.

Трава, цветы, ягоды, грибы.

Май

1

Дикие      и домашние

животные.

Кошка сидит (спит), собака бежит (идёт),

лиса ест (пьёт)

Что делает? Кошка сидит (спит), собака бежит (идёт), лиса ест (пьёт)

2

Мебель    и

посуда.

Стол, стул, шкаф, ложка,

вилка, чашка.

Стол, стул, шкаф, ложка, вилка, чашка, тарелка.

Поставь на стол …

3

Времена года.

Осень, зима, весна, лето.

Какое время года? Покажи…(лето).

4

Обследование

детей.

Заполнение индивидуальных карт развития.

3.7    .   

Литература:

Башмакова, С. Б. Психология нарушенного развития с основами организации коррекционной помощи: учебное пособие / С. Б. Башмакова. – Киров: Изд–во ВятГГУ, 2007. – 102 с.

Богдан Н.Н., Могильная М.М. Специальная психология: учебное пособие /Под общ. ред. Н.Н. Богдан.- Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. - 220 с.

Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

Дети с задержкой психического развития / Под ред. Власовой Т. А., Лубовского В.И., Цыпиной Н.А. - М.: Педагогика, 1994. - 256с.

Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья

/Под ред. И.Ю. Левченко, И.В. Евтушенко, И.А, Никольской.-М.: Национальный книжный центр, 2013.-336 с.

Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.;- Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486с. – (Сердце отдаю детям).

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 208 с.

Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности психического развития аномальных детей //Дефектология. — 1971. — № 4.

НазароваН.М. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. — 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия» - 400 с., 2005.

Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений. –– M.: Владос – 332 с. , 2002.

Смирнова И. А.«Специальное образование дошкольников с ДЦП». Учебно-методическое пособие. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. - 160 с.

Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной — СПб.:

Речь, 2003. — 216 с.

Староверова М.С., Кузнецова О.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Практические материалы для психологов и родителей / М.С. Староверова, О.И. Кузнецова. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛД; 2013. —  143 с. — (Пособие для психологов и педагогов).

Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина- Балашов: «Николаев», 2004.

— 68 с.

Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.

-   М.: Просвещение, 1989.—223 с.

Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие. – М.; Советский спорт,2004. – 464 с.

Инклюзивное    образование.    Настольная    книга    педагога    работающего    с    детьми    с    ОВЗ: Методическое пособие — М. Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 167 с.

Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии: Сборник программ нормативных курсов для высших учебных заведений / Под общ. ред. В.И. Селиверстова.

-   М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 176 с.

Основы коррекционной педагогики. Учебно-методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. , Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999. -110 с.

Н.В. Гаврилова. Проблемы адаптации лиц с ОВЗ. //Профессиональное образование. Столица №1 , 2013, с.42-43.

Right menu