Left menu

Психологическая комфортность и безопасность

В детском саду созданы условия социально-психологической комфортности и безопасности воспитательно-образовательной среды для педагогов, воспитанников и их родителей. Пространство игровых комнат разделено на отдельные подпространства. Подпространства, структурированные в определённом порядке отличаются индивидуальным оформлением и набором материалов, представляют собой многообразие различных развивающих сред в одном и том же помещении группы. Центры, уголки «подсказывают» ребёнку, чем можно в них заняться.

Книжки, ковровые покрытия, мягкие подушки на полу говорят ребёнку, что здесь он может посмотреть, почитать книги, собраться с мыслями, а материалы центра исследований (лупы, микроскоп, камни, веточки) «приглашают» к экспериментированию, исследованию, классификации.

Такая планировка позволяет малышу чувствовать себя в группе более комфортно, а воспитателю эффективно проводить индивидуальные занятия или занятия в малых подгруппах. Помещение каждой группы имеет своё собственное лицо.

Каждый ребёнок может найти в группе свой «личный» уголок (своё любимое место), свою территорию.

В группах оборудованы уголки уединения. Планировка и оборудование группы часто меняется в течение года вслед за изменениями индивидуальных интересов детей и уровня развития каждого ребёнка. Организация помещения рассматривается как весьма важное средство обучения и воспитания, которое эффективно только тогда, когда оно точно соответствует особенностям детей, их интересам в данный момент. Все имеющиеся в группах материалы находятся в распоряжении детей. Любой ребёнок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать. Он сам подбирает себе материалы и использует их так, как необходимо для реализации им собственных идей и планов.

Активная роль воспитателя заключается в том, чтобы разработать совместно с детьми такие планы их деятельности, предложить им такой выбор материалов и пособий, которые соответствовали бы их интересам, стимулировали дальнейшее развитие и создавали бы ситуацию успеха каждого ребёнка. С той же целью воспитатель показывает ребёнку другие, пока неизвестные ему способы оперирования с выбранными им материалами.

Самостоятельное использование детьми игрушек и материалов определяет и соответствующую меру ответственности за их использование и хранение: дети учатся быть хозяевами собственных материалов и оборудования; убирать на место и бережно к ним относиться. Дети принимают активное участие в оборудовании, планировке и оформлении группы. Воспитатели учитывают изменяющиеся интересы детей, появляющиеся у них конструктивные идеи и предложения для того, чтобы соответствующим образом изменить материалы и оборудование, а в некоторых случаях изменить и планировку помещения. В группе имеются предметы, сделанные руками детей или изготовленные ими совместно со взрослыми (в том числе и с родителями). Это создаёт атмосферу уюта и подлинной «детскости» окружающей обстановки.

Многие из поделок используются воспитателями для последующей работы с детьми. Пространственно-предметная среда управляема, как со стороны ребёнка, так и со стороны взрослого.

Педагоги ДОУ анализируют когнитивную, коммуникативную и эмоциональную сферу развития воспитанников. Результаты наблюдений обсуждаются конфиденциально с родителями каждого ребенка и используются для принятия совместных решений, а также для внесения необходимых корректив в планирование.